Ходоуменьшитель и понижающий редуктор на МТЗ

10 января 2018 г.

В сельском хозяйстве большинство работ с применением технических средств должно проходить на медленной скорости. К таким работам относятся: поливы дождевальными машинами, посадка рассады и уборка овощных культур при помощи специальных агрегатов и комбайнов, не имеющих моторов, убирающие кукурузу, картофель, капусту и др. Скорость уборочного оборудования должна быть минимальной — от 0,014 до 1,4 м/с. Для уменьшения скоростного режима на тракторе МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливается съемный агрегат — ходоуменьшитель. В виде планетарного механизма (редуктор с шестеренками), он монтируется между сцеплением и коробкой передач, основная его часть находится в коробке с левой стороны. Такое оборудование способно понижать скорость трактора на I и II передаче, как на переднем, так и на заднем ходу. Существует два типа ходоуменьшителя скорости трактора МТЗ-80 и МТЗ-82: механический и гидравлический.
 

ФУНКЦИИ И КОНСТРУКЦИЯ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ТИПА

Ходоуменьшитель для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из:

  • вала;
  • основной оси;
  • одного игольчатого и 13 других подшипников;
  • промежуточной, двойной и коронных шестеренок;
  • сателлитов и их оси;
  • пальцев;
  • водила.

Прежде, чем перейти на медленную скорость, первым включается ходоуменьшитель, затем — коробка передач. Для уменьшения переднего хода нужно включить 1 или 2 передачу заднего, так как валы и шестеренки в ходоуменьшителе меняют свое направление в обратную сторону. Так же, соответственно, в зеркальном отражении включается и уменьшение скорости при реверсе.

Шестерня включения ходоуменьшителя соединена с промежуточной шестерней, вращающейся на 23 роликах, находящихся на неподвижной оси. Ось полностью застопорена специальным винтом и уплотнителями. Промежуточная звездочка постоянно сцеплена с валом-шестерней, который стоит на подшипниках.

Звездочка, имеющая 2 венца, благодаря запрессованной втулке, вращается на валу. Ведомая шестерня первой скорости и заднего хода КПП сцеплена с большим венцом, а венец поменьше встроен в отверстие водилы и сцеплен с 3 сателлитами. Оси сателлитов укреплены в расточках водилы.

Коронная звездочка закреплена двумя пальцами к корпусу и стоит неподвижно. Работа начинается с крутящего момента КПП к большому венцу и в конечном итоге захватывается шестерня пуска и вал низких скоростей КПП.

Основное управление ходоуменьшителем происходит при помощи рычажного устройства через валик, соединенного с вилкой, входящую в паз шестеренки, которая находится в КПП. В состоянии «выкл» и «вкл» вилка вместе с валиком фиксируется пружинным крючком.

Если ходоуменьшитель находится в выключенном положении, рычаг закреплен пружиной на заднем ходу трактора и шестеренка не закрепляется другой шестерней включения. При включенном ходоуменьшителе положение рычага находится в переднем зафиксированном состоянии, а вилка ведет шестеренку включения к промежуточной звездочке и цепляет ее. В это время происходит разъем с ведомой шестерней КПП и валом заднего хода.
 

КОНСТРУКЦИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЯ

В гидравлическую систему ходоуменьшителя тракторов МТЗ входят следующие детали:

  • насосное устройство;
  • дроссель с предохранительным клапаном;
  • маслозаборник;
  • арматура.

Белорусские производители тракторов усовершенствовали свою технику и установили гидроходоуменьшитель, который за счет перемены направления потока, происходящего от давления маслонасоса, способен изменить одно переключение передачи без помощи тракториста.

Его работа похожа на переключение передач автоматически, как в автомобильном транспортном средстве.

При неработающем сцеплении и открытом дросселе гидроходоуменьшителя, коробка передач должна быть отключена.

ПОНИЖАЮЩИЙ РЕДУКТОР

Понижающий редуктор трактора МТЗ-80 имеет способность в получении дополнительных скоростей для работы с сельскохозяйственными механизмами.

Редуктор для получения низких скоростей должен использоваться с применением от вала отбора мощности трактора с агрегатами, имеющими энергию выше, чем мощность двигателя. А также при недостатке основных скоростей для работы с навесными механизмами.

Часто бывает, что у трактора, работающего с другими энергоемкими агрегатами, не хватает мощности, и загрузка получается частичная. В этом случае необходимо произвести переключение на передачу повыше и продолжать работу на промежуточных оборотах. При этом рычаг подачи топлива не рекомендуется ставить в максимальное положение.

Работая с агрегатами от вала отбора мощности трактора, рекомендуется поддерживать скорость ВОМ не ниже 2000 – 2100 об/мин. Уменьшать ее необходимо по видимым перегрузкам, это — задымление или резкий скачок уменьшения оборотов.

Если не получается уменьшить обороты двигателя при работе на поле, следует переключить передачу на более низкую. Также стоит учесть, что частичный скоростной режим при неполной загрузке трактора способен способен существенно сэкономить топливный материал.

Источник: http://traktoramtz.ru