Интересные факты о Т-16

27 сентября 2017 г.

ЭТО самоходное шасси, в народе — «шассик», делали на Харьковском тракторном заводе. Выпуск начался в 1961-м году и продолжался шесть лет. «Т-16» – глубокая модернизация самоходного шасси ДСШ-14. От предшественника отличался новым типом двигателя, шинами низкого давления, выносными цилиндрами и навесной гидросистемой. Прозвище «Т-16» получил «попрошайка» — из-за того, что вытянутый вперед кузов напоминает ладонь. И хотя минуло более 50 лет с начала выпуска – трактор в тренде у фермеров в России, Украине. Белорусские аграрии его используют для мелких работ. В хозяйствах, где «Т-16М» еще остался, – он на вес золота. Чем же так полюбилась легендарная модель? 

ЗАВОД изготовил около 600 тысяч экземпляров«Т-16». Его использовали как универсальную машину для заготовительных и приусадебных работ. Главное достоинство — отличная проходимость на почвах повышенной влажности.
 
«Т-16» оснастили 16-сильным дизельным двигателем, и разгонялся он до 17,5 километра в час. Расположение двигателя нетипичное: сзади. Модель обладала небольшими габаритами: длина – 3820, высота – 2600, ширина – 2000 миллиметров соответственно. Дорожный просвет — 560 миллиметров, масса – 1685 килограммов. Современные легковушки весят порой больше такого трактора!
 
На агрегате использовали предкамерный метод смесеобразования. Из плюсов: солярка сгорала с небольшим коэффициентом избытка, меньше изнашивались детали двигателя. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке, занимала она до 35 процентов объема камеры сгорания.
 
Мотор состоял из систем питания, пуска, охлаждения и смазки, кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения. Двигатель имел топливный фильтр, пластинчато-щелевой фильтр и фильтр тонкой очистки.
 
НА «шассик» устанавливали жесткий каркас – чтобы при опрокидывании механизатор не пострадал. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Летом быстросъемные элементы демонтировали.
 
Каркас сваривали из прямоугольных труб, соединенных болтами. Его крыша для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри устанавливали стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды. Подрессоренное одноместное с регулировкой по росту и весу водителя конструкторы дополнили сиденье подлокотниками и твердой спинкой.
 
Изначально трактор предназначался для работы с пропашными культиваторами, уборочными машинами и опрыскивателями в овощеводстве. Удобен «шассик» был для сельских бригад малого состава. Его использовали как привод циркулярных пил, генераторов, лебедок, на нем перевозили и стройматериалы. Делали к нему больше пяти видов сменного оборудования: малогабаритный погрузчик, сенокосилку, компрессорную станцию, опрыскиватель, стогомет и другие.
 
Спереди «шассика» на раме находились места креплений. На них устанавливали особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций, грузовую платформу и дополнительные агрегаты.
 
Подобная конструкция — отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Устойчивость в «Т-16» поддерживалась благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.
 
Однако из-за того, что кузов располагается спереди, а сама кабина сзади, — трактор походил на мини-самосвал. Только двигался он задом наперед. К тому же в некоторых хозяйствах наращивали борта на кузове. Из-за этого при перегрузке, допустим, минеральными удобрениями обзор значительно ухудшался. Тракторист мог точно видеть, куда он ехал, только высунувшись из кабины и держась за руль. Естественно, что заметить препятствие, небольшой камень, яму из кабины он мог с трудом.
В 1967-м году с конвейера пошел «Т-16М». Он получил 25-сильный двигатель и улучшенную коробку передач. На трактор стали устанавливать каркасную кабину с дверями и тентом. Производство «Т-16М» продолжалось до 1995 года. Минимальная скорость модификации была понижена до 1,6 километра в час. В дорожно-строительных, коммунальных работах и сельском хозяйстве «шассик» стал почти незаменимым.
 
ОДНОЗНАЧНО определить стоимость «Т-16М» весьма затруднительно, поскольку эту модель уже не выпускают. Однако варианты в хорошем состоянии или после капремонта встречаются. Средняя цена на рынке объявлений – 1200 условных единиц. Предлагаются модели с документами и без. География — Минская область. Хотя встречаются из Брестчины, Витебщины. Причем предложения свежие – несколько дней назад. И выглядят отдельные экземпляры достаточно презентабельно: недавно покрашены.
 
Но при покупке нужно все-таки учитывать не одну только внешность. Следует убедиться в работоспособности функциональных узлов и механизмов трактора, узнать о дате проведения капремонта и постараться найти видимые недостатки. Неплохо спросить: где раньше работал? Возможно, на основании этого можно сделать вывод: что меняли и ремонтировали.

Важен еще один факт: немногие запчасти для «Т-16» должны быть оригинальными. В отличие от того же «Кировца» или «ЧТЗ». Трактор можно и переоборудовать – присоединить прицеп, косилку навесить. Для фермерских хозяйств очень удобно.
 

Кстати, «Т-16» все еще в производстве. Его делает Харьковский завод самоходных шасси, только под другими названиями — самоходные шасси СШ-2540 и ВТЗ-30СШ.
 
Как видим, делу «Т-16» верно служат его дети-последователи. Кстати, по дизайну они мало отличаются от своего легендарного предшественника. В отличие от современных «Кировцев» или «ДТ», где лишь отдельные черты отдаленно напоминают их  дальних родственников.